Весной 2019 года в продаже в сети украинских заправок появился бензин АИ-100, соответствующий классу экологической безопасности Евро-5. Бензин, как сообщается, производится в Белоруси на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе.
Первая партия топлива АИ-100 поступила на 38 украинских заправок. В дальнейшем сети заправок планируют проводить закупку не только белорусского сотого бензина, но и европейских производителей.
Естественно при разнице в цене с 95-м бензином в 4 с копейками гривны (34,30 против 30) на одном литре, многие полагают, что это неоправданная трата. Другие бросились защищать бензин АИ-100 и расхваливать его преимущества.
Чтобы говорить со знанием дела о качестве и свойствах этого бензина, позволим себе вскользь коснуться того, что значат эти буквы и цифры на маркировке и как формируется цена на топливо в Украине.
Фактически этот термин означает способность топлива противостоять детонации. Каждый помнит обозначения бензинов разных сортов в прошлые годы — 66, 72, 80, 92, 93, 95 и так далее.
Для справки: детонация — это процесс самопроизвольного сгорания топлива, которое происходит без участия системы зажигания лавинообразно. Детонация способна полностью разрушить двигатель без возможности восстановления. Чтобы было понятно, скорость горения смеси в камере в нормальных условиях составляет порядка 35-40 м/с. В режиме детонации — до 1500 м/с. Это огромная разрушительная сила.
Об избавлении двигателя от детонации начали задумываться еще во втором десятилетии ХХ века. Именно детонация мешала развитию двигателей и сильно ограничивала рост мощности. Проблема, естественно, была в бензине.
В 1927 году некий Грэхем Эдгар решил систематизировать бензины для автомобильных моторов и разработал условную шкалу от нуля до ста. Он предложил присудить нуль по своей шкале смеси воздуха и гептана, детонирующей при нормальных условиях, а за 100 единиц — смесь воздуха и октана, которую довести до детонации просто невозможно.
Интересно, что кроме детонационных свойств эти бензины были практически идентичны по остальным характеристикам. А чтобы как-то проверить свои предположения и расчеты, Эдгар взял аналог реального автомобильного двигателя. Выяснилось, что все доступные на тот момент бензины имели антидетонационный коэффициент (октановое число) в пределах 50. Это и назвали октановым числом или детонационной стойкостью топлива.
С тех пор прошло уйма времени, но методика проверки топлива не особо поменялась. То есть совсем не поменялась, но появилось два метода проверки октанового числа — исследовательский и моторный. Те цифры, которые дает исследовательский метод, мы видим на заправках.
Но есть и другая методика. Топливо тоже проверяют на эталонном двигателе, как и в 1927 году. Но если при исследовательском методе двигатель работает на малых оборотах, то при моторном — в режиме предельных нагрузок и с подогретым почти до 150 градусов бензином. Чтобы спровоцировать детонацию.
Так вот, бензины, проверенные исследовательским методом на предел детонации, маркируют литерами АИ — АИ 95, АИ 98. Литера А говорит о том, что бензин проверялся более жестким моторным методом. Как правило, один и тот же бензин, проверенный разными методиками, дает разницу в 10-11 единиц.
Получается, что бензину АИ 95 соответствует бензин А 85, а АИ 98, соответственно, А 88. Возвращаясь к нашему герою, АИ 100 соответствует примерно бензину А 90 по моторному методу.
Важный вывод: каждая большая партия бензина проверяется по двум методам. Результаты исследовательского метода показывают публике на заправке, а результаты моторного — указывают только в документации, которую, впрочем, заправщик обязан предъявить.
Вырисовывается интересная картина. Например, мы покупаем бензин АИ 98 с моторным числом 88. Но есть ряд заправок, которые продают улучшенный бензин АИ 98 с моторным числом 89 или 89,5. Получается, что разница между бензинами по стойкости к детонации может быть гораздо меньше, чем это указано на табличке над колонкой. В ряде случаев выгоднее покупать 92-й бензин с моторным числом 83 или 84, чем АИ 95 с моторным числом 85.
Исходя из логики тестирования бензинов по разным методикам, нетрудно понять, что октановое число сотого бензина по моторному методу должно быть на уровне 90-91-й единицы. И это совсем рядом с 88 или 89 единицами бензина АИ-98. Так стоит ли переплачивать?
Но вот, что говорят тесты. Сразу после прихода бензина АИ-100 в Украину, бензин был протестирован на ряде заправок разных сетей. Тесты проводились не ради любопытства, а по той причине, что была информация о поставке на белорусские заводы некачественной нефти.
В реальности практически на всех заправках не было выявлено нарушений как по вместимости серных включений, объемной доле испарения, так и по заявленному октановому числу по моторному методу. На части заправок моторное число было равно 90 единицам, на части — 90,1 единицы.
При этом октановое число по исследовательскому методу точно не указано. В документации обозначено «более 100,5». Это объясняется тем, что аппаратура, на которой проводится исследование, позволяет определить максимально как раз 100,5 единиц.
Любой современный автомобиль выпуска с 90-х годов прошлого века заточен под использование бензинов с октановым числом не ниже 95. Существуют, особенно в Восточной Европе, модификации дефорсированных моторов, которые принимают бензин АИ 92, но это должно быть указано производителем отдельно.
Как правило, минимальное октановое число для бензина, который можно лить в бак, указывается на тыльной стороне лючка бензобака. По крайней мере, в 95% автомобилей такая наклейка есть.
Необходимость в высокооктановых бензинах возникает только в ряде особых случаев:
Высокая степень сжатия в камере сгорания, более 10 единиц.
В случае, если в двигателе установлен управляемый термостат.
Если мы имеем дело с турбодвигателем.
Высокие нагрузки на двигатель, частые интенсивные разгоны, движение на высоких скоростях.
Если это указано заводом-изготовителем.
В других случаях использование бензинов АИ 100 и даже АИ 98 едва ли отразится на производительности двигателя, а тем более, на его экономичности. Но заливать его никто не запрещает.
Более того, если есть деньги переплачивать за более дорогой высокооктановый бензин, машине хуже не будет. Но если в документах на топливо АИ 100 указано моторное число ниже 90, лить такой бензин категорически не рекомендуется. Во-первых, это обычный АИ 98 или АИ 95, напичканный присадками непонятного происхождения. А во-вторых, он банально дороже при тех же характеристиках.
Бензин АИ 100, появившийся на заправках Украины в 2019 году, не принесет вреда большинстве двигателей (если это не старый карбюраторный мотор или не моновпрысковый). Вопреки опасениям прогара клапанов и поршней, ничего этого на современном моторе с электронной системой управления, не случится.
Если вдруг электроника почувствует несоответствие октанового числа топлива и настроек системы зажигания, она моментально сделает корректировку так, что водитель ничего не почувствует.
АИ-100 это хороший вариант для высокофорсированных и высоконагруженных моторов, спортивных двигателей, моторов со сложными системами турбонаддува, при этом он имеет экостандарты Евро-5.