✓ 096 80-05-504 ★ ☎ Viber 096 80-05-504
✓ 093 17-04-150 ★ ☎
✓ 066 40-42-020 ★ ☎
® Автозапчасти от Поставщика
Работаем с 2009 года: Пн-Пт 9:00-19:00 / Сб 9:00-16:30
⭐Доставка по Украине ⭐Консультации ⭐Рекомендации
➤ОГРОМНЫЙ КАТАЛОГ ЗАПЧАСТЕЙ
➤для ремонта Чери, Джили и Грейт Вол
➤Отдельный раздел на авто Дэу и Шевроле
➤Всегда низкие цены в магазине и большой выбор
КорзинаВы выбрали: 0 товаров
Подписка на блог
Ваше имя*

Email*


Все, что нужно знать о датчике кислорода

29.06.2019 Все, что нужно знать о датчике кислорода

Борьба за экологию (и, отчасти, за кошелек автомобилиста) ведется уже не первое десятилетие. Тотальное введение каталитических нейтрализаторов даже на машинах бюджетного сегмента не могло не сказаться на их стоимости и производительности. Не нам судить о причинах применения катализаторов, но нам с ними приходится бороться. 

Каждый знает, что катализатор установлен для того, чтобы дожигать несгоревшее топливо, попавшее в систему выпуска. Дорогое и не слишком долговечное устройство часто провоцирует водителей на установку пламегасителей, но это совсем другая история. Нас же интересует наименее дорогая, но и наименее надежная деталь катализатора — датчик кислорода или лямбда-зонд.

Зачем нужен датчик кислорода

Исходя из названия, нетрудно догадаться, что лямбда-зонд определяет количество кислорода в отработанных газах. Лямбдой его обозвали потому, что в автомобилестроении излишек кислорода принято обозначать греческой буквой лямбда (λ)

старый датчик

Теоретически для нормальной работы двигателя нужно соблюдать строгую пропорцию топлива и воздуха. Это влияет в первую очередь на чистоту выхлопа, а потом и на экономичность, и на мощность двигателя в целом. Точно отрегулировать эту пропорцию можно только с помощью бортовой электроники, электронной системы управления двигателем (ЭСУД). Система сама вычисляет оптимальное количество подаваемого топлива, воздуха и точно их дозирует.

Задача датчика кислорода состоит в том, чтобы непрерывно в режиме реального времени сообщать системе о точном количестве кислорода в отработанных газах.

На основании показаний лямбда-зонда ЭСУД на свое усмотрение корректирует состав рабочей смеси и дает команду катализатору на дожиг несгоревшего топлива в выхлопной трубе. Сведения о количестве кислорода важны, поскольку может возникнуть две ситуации:

  1. Недостаток кислорода. В этом случае углеводороды и угарный газ не окисляются полностью.

  2. Избыток кислорода. Если же воздуха слишком много, вредные оксиды азота не могут полностью разложиться на азот и кислород.

Какие бывают лямбда-зонды

виды датчиков

В зависимости от года выпуска автомобиля и типа катализатора, в системе может быть установлены датчики нескольких типов. Проще всего их отличить по количеству проводов, выходящих из датчика:

  1. Один провод. Датчики старого типа, титановые

  2. Два или четыре провода — циркониево-оксидные.

  3. Пять и больше проводов — широкополосный датчик.

Вкратце о том, чем отличаются датчики трех типов.

Титановые датчики

титановый

Вычисляют количество кислорода без доступа воздуха, за что их любят производители внедорожников. В его задачи входит измерение сопротивления титанового элемента, заваренного в капсуле датчика. По величине сопротивления ЭСУД вычисляет количество воздуха в выхлопных газов.

Циркониево-оксидные

циркониевый датчик

Радикальное отличие от титановых зондов в том, что они измеряют не сопротивление, а напряжение в определенных пределах. Это обычная керамическая капсула, затянутая в циркониевую оболочку. Один контакт датчика измеряет содержание кислорода в атмосфере, второй — в выхлопных газах.

Если концентрация кислорода на двух контактах датчика разная, он вырабатывает электрический потенциал (0,8-0,9 В), который отправляет на электронный блок управления двигателем. Чем больше воздуха в газах (бедная смесь), тем меньшее напряжение лямбда зонд выдает на ЭСУД (0,1-0,2 В), чем богаче смесь, тем выше напряжение датчика (до 1 В).

устройство датчика

Поскольку нормальная работа датчика кислорода возможна только при температуре не менее 300 °С, для сокращения времени прогрева в каждом из них установлен нагревательный элемент. На него подается питание 12 В и как только он прогреется, питание снимается. Два одноцветных провода — это провода питания нагревательного элемента. Одна из самых распространенных ошибок при диагностике катализатора как раз подразумевает выход из строя керамического нагревательного элемента. В этом случае датчик приходится менять.

нагревательный элемент

Как вариант, можно установить в разрыв спирали датчика сопротивление 10 Ом или подключить 12-вольтовую лампочку мощностью 20 Вт. В этом случае электронный блок управления не обнаружит обрыва, а лямбда-зонд продолжит работу в штатном режиме после естественного прогрева выхлопными газами.

Широкополосные датчики кислорода

широкополосный датчик

Наиболее сложный и наиболее точный зонд, устанавливаемый на двигателях с непосредственным впрыском. Фактически он состоит из циркониево-оксидного датчика и закачивающего элемента. В этом элементе поддерживается постоянное напряжение порядка 450-460 мВ и через него проходит поток газов. 

схема широкополосного зонда

Количество кислорода в отработанных газах влияет на силу тока. Ампераж и есть тем параметром, по которому ориентируется электронный блок управления, оценивая количество воздуха. После измерения силы тока блок управления корректирует пропорции топлива и воздуха и проводит ряд других корректировок для получения оптимального в конкретных условиях, при конкретной нагрузке и температуре, соотношения.

Что будет, если лямбда-зонд выйдет из строя

Если по каким-то причинам кислородный датчик не может проинформировать ЭСУД о состоянии выхлопных газов, в большинстве случаев система переходит в аварийный режим, устанавливая усредненные параметры по количеству топлива и воздуха в камере сгорания. Это может привести к ряду неприятных последствий:

  1. Растет расход топлива.

  2. Падает мощность и тяга.

  3. Бортовой компьютер выдает ошибки, загорается лампа Check Engine.

  4. Растет токсичность выхлопа.

старый зонд

Период замены кислородного датчика не регламентируется производителями, но в большинстве случаев после 100 тысяч пробега их начинают менять. На срок службы лямбды сильно влияет качество бензина, кроме того, датчик не любит силиконовых герметиков.

Пары этилированного бензина и силикона, попадая в чувствительный элемент датчика, медленно, но уверенно выводят его из строя, что сказывается на выходном напряжении.

Как проверить датчик кислорода

Широкополосные датчики проверяются только с помощью специального оборудования или на стендах, а двухконтактные (циркониевые) можно проверить с помощью тестера. Для этого нужно иметь любой нагревательный прибор и мультиметр.

подключение

Для начала проверим работоспособность самого чувствительного элемента датчика. Подключаем провода к мультиметру в режиме измерения напряжения и нагреваем капсулу датчика. При нагреве до рабочих 300 градусов напряжение на выводах должно быть в пределах 0,90-0,95 В.

нагрев датчика

Как только датчик остывает, напряжение падает до нормативных 0,2 В.

датчик остыл

Нагревательный элемент можно проверить, измерив его сопротивление. Номинальное сопротивление, как говорилось выше, составляет 10-20 Ом. Если же мультиметр показывает обрыв, нагревательная пластина заломана и не работает.

сопротивление датчика

Где и сколько датчиков кислорода установлено

В более старых автомобилях использовался только один лямбда-зонд. Его ставили за катализатором в зоне, наименее подверженной действию высоких температур. Поэтому и служили такие датчики дольше. Сейчас практически все бюджетные автомобили получили по два кислородных датчика. Один установлен до, второй после катализатора.

схема установки датчиков

Такая схема позволяет точнее отрегулировать состав смеси, поскольку первый датчик контролирует только качество смеси, а второй следит за исправностью катализатора, его способностью дожигать остатки топлива. 

датчик лачетти

На автомобилях Шевроле Авео, Лачетти, Дэу Ланос, Матиз устанавливают два одинаковых циркониево-оксидных двухконтактных датчика кислорода как до катализатора, так и после него. Лямбда-зонд ремонту не подлежит и при выходе из строя его заменяют новым.

Расскажите друзьям

» Все новости

.